Войти / Регистрация
Хранение шин НиНо
Товары

История развития ГБО - всё о поколениях

Газобаллонное оборудование совершенствуется, меняются отдельные узлы и системы, подача газа к двигателю. В свое время ГБО 1, несмотря на сложный запуск при холодном моторе, стало прорывом. Экономия была очевидной для таксистов и автолюбителей. После разработки инжекторной системы питания пришлось создавать новую версию ГБО, которая, модернизировалась с развитием электроники. Водители ощутили положительные моменты перехода на газ после установки оборудования 4-го поколения с более продвинутым ЭБУ. Системы 5-го поколения адаптированы под ДВС с прямым впрыском, запуск двигателя возможен без прогрева на бензине.

Первое поколение ГБО

В 90-х годах пропан-бутан и метан, как экономичное и экологичное топливо для автомобиля, начали использовать не только на автобусах и грузовиках. Автолюбители стали активно устанавливать газобаллонное оборудование для экономии расходов. ГБО 1 поколения самое простое по конструкции, монтажу и подключению. 

Принцип работы:

  • После прогрева на бензине переключатель переводят в нейтральное положение. Газовый и бензиновой клапан закрыты.
  • ДВС вырабатывает остатки бензина, водитель переключает кнопку в положение «Газ».
  • Через клапан смесь поступает в вакуумный редуктор, подогревается, преобразуется в газообразное состояние.
  • Из-за разницы давления в цилиндре и топливной магистрали газ поступает через механический дозатор в карбюратор, смешивается с воздухом.
  • Топливная смесь по коллектору через клапан попадает в цилиндры.

Из-за несовершенства узлов, длинного пути газа система подачи топлива работает не всегда корректно. При нажатии педали газа запаздывает реакция. На холодном двигателе плохо срабатывает вакуумный клапан, во впускном коллекторе не образуется пониженного давления. В редукторах Ловато проблема устранена за счет клапана для принудительной подачи газа, которым управляют нажатием кнопки из салона. Несмотря на недостатки, ГБО1 у владельцев карбюраторных машин пользовалось спросом из-за низких эксплуатационных расходов, надежности, возможности самостоятельной регулировки без навыков и специальных инструментов.

Второе поколение ГБО

Оборудование не слишком отличается от первой версии. Вакуумный клапан заменили электромагнитным. Вместо ручного переключателя появилась электронная кнопка выбора топлива. На карбюраторном двигателе газ поступает по принципу подачи бензина через карбюратор.

В комплектацию ГБО 2 на инжектор добавился эмулятор форсунок. Электронный прибор отключает бензиновые форсунки, эмулирует их работу. ЭБУ двигателя считает, что система функционирует в штатном режиме, не выводит на приборную панель ошибку. Еще одно дополнение ― эмулятор лямбда-зонда воспроизводит работу датчика кислорода, корректирует показания, чтобы контроллер не выдавал ошибку при работе на газу.

В инжекторных автомобилях для подачи газа в патрубок перед дроссельной заслонкой устанавливают смеситель. Перед ним, чтобы исключить воспламенение газо-воздушной смеси, защитить от взрыва фильтр и расходомер воздуха, монтируют антихлопковый клапан. «Антихлопок» раскрывается при повышении давления коллекторе, когда показатели снижаются, автоматически закрывается.

В ГБО 2 сохранилась интуитивно понятная настройка под характеристики автомобиля. Легче запускается мотор при низкой температуре. Улучшился комфорт за счет электронного переключателя топлива.

Остались недостатки, присущие оборудованию первого поколения ― при нажатии педали газа с задержкой набираются обороты.

Третье поколение ГБО

Инженеры усовершенствовали подачу газовой смеси, обеспечили обратную связь с двигателем, которой не хватало в предыдущих версиях.

В ГБО 3: 

  • Заменили механический дозатор смеси на распределитель с шаговым мотором и электроклапаном.
  • Электронный блок корректирует подачу газа на основе данных датчика дроссельной заслонки и лямбда зонда, обеспечивает оптимальную концентрацию смеси.

В оборудовании третьего поколения снизился расход газового топлива, минимизированы потери мощности двигателя. Среди недостатков владельцы автомобилей отмечают ― медленную реакцию распределителя горючего на изменение режима ДВС, дорогую цену редуктора, шагового дозатора.

Комплект можно монтировать на карбюраторный автомобиль, но нужно дополнительно устанавливать лямбда зонд для контроля над качеством смеси и выхлопами. Оборудование не будет работать без датчика дроссельной заслонки.

Четвертое поколение ГБО

ГБО 4 ― это сложная электронно-механическая система для своевременной подачи и точного дозирования газа. Главное усовершенствование ― распределенный впрыск в цилиндры, копирующий работу инжектора. В комплект входит полноценный блок управления, который подключается к штатным датчикам, взаимодействует с блоком управления двигателем. Газовые форсунки включаются по схеме, идентичной бензиновому варианту. Фазу впрыска и дозирование определяет газовый контроллер, считывающий информацию со штатного компьютера.

ДВС заводится и работает на бензине. Контроллер мониторит температуру, которую получает с расположенного на редукторе датчика, при достижении нужных показателей дает команду прекратить подачу бензина. Одновременно электромагнитный клапан получает сигнал, открывает доступ газа в редуктор. Смесь в газообразном состоянии, поступает в форсуночную рампу. На форсунки подается кратковременный импульс, через распылитель точная порция смеси попадает во впускной коллектор.

В сравнении с предыдущими газобаллонными системами в ГБО 4:

  • Более экономичный расход смеси за счет точного впрыска.
  • Практически отсутствуют обратные хлопки и выстрелы.
  • При установке вариатора УОЗ мощность мотора, по сравнению с работой на бензине, не падает.
  • Безопасность выхлопа на уровне Евро-4. Если купить ГБО 4, можно спокойно путешествовать на машине по Европе.

Недостатки оборудования четвертого поколения ― увеличение расходов на ТО. Без опыта и знаний возникают сложности с самостоятельной диагностикой и настройкой.

Пятое поколение ГБО

Разработчика кардинально изменили систему подачи газа, исключили из комплекта оборудования редуктор-испаритель. Для регулировки давления добавили блок клапанов. Пропан-бутановая смесь из жидкого состояния не переводится в газообразное, подается установленным в баллон погружным насосом. Отпала необходимость в установке фильтра паровой фазы. В насос интегрирован керамический фильтр, который не меняют весь срок службы системы. Для возврата смеси, не впрыснутой в коллектор, добавлена обратная магистраль с клапаном. Водительская дверь оснащается датчиком управления (опционально), который срабатывает при открытии, подает сигнал газовому ЭБУ. Насос нагнетает давление, начинает прокачивать газ в магистраль. Газовая смесь подается на врезанные в коллектор форсунки. Впрыск контролирует блок управления. Избыток газа после закрытия форсунок по принципу работы бензиновой топливной системы возвращается в баллон. Без датчика рекомендуется запускать мотор на бензине.

Преимущества ГБО 5:

  • отсутствие редуктора и вмешательства в систему охлаждения;
  • возможность старта на газу;
  • исключается перегрев  бензиновых форсунок;
  • расход газа приближен к бензиновому.

Недостатки: высокая стоимость, трудности в приобретении, срок окупаемости растягивается на 3-4 года. При некачественном пропан-бутане снижается ресурс насоса.

Шестое поколение ГБО

В ГБО 6 для автомобилей с непосредственным впрыском газ подается через бензиновые форсунки. Газовый насос, такой как у пятого поколения оборудования. В штатную магистраль подсоединяется модуль замещения топлива для переключения подачи бензина и пропан-бутана. Дозирует газ блок ЭБУ двигателя, газовый контроллер переключает магистрали в модуле замещения.

Чтобы установить ГБО 6, нужны значительные капиталовложения. Но в дальнейшем ожидается экономия за счет отсутствия тонкого фильтра и газовых форсунок, которые требуют обслуживания и замены. В России революционная разработка пока новинка, устанавливают оборудование в единичных автосервисах. В Европе ГБО 6 пользуется спросом, водителей привлекает возможность использовать только газовое топливо.